Статья была опубликована в сборнике тезисов докладов к 4-му
Всесоюзному научно-практическому семинару «ИСКУССТВО, НАУКА, ТЕХНИКА: ПУТИ
СОПРЯЖЕНИЯ»- (Уфа, 1989). Адаптировано для музыковедов. |
О СВЯЗИ ЗВУКОРЯДА СО СТРОЕНИЕМ
ЧЕЛОВЕКА |
(на примере китайского звукоряда Люй
Люй) |
Ахметсафин А.Н. |
1. Подобно античной музыке, имевшей универсальное космическое
значение (эстетика пифагорейцев), музыка древнего Китая основывалась на
космологических теориях. Она реализовывалась посредством пентатоники (У
Инь), и двенадцатеричной ладовой системы Люй Люй (Хуан Чжун), выполняя, по
мысли древних, функцию своеобразного экологического посредника между
человеком и космосом (см. «Ши цзи», IV, гл. 24,
25). Еще в глубокой древности законы музыкальной акустики были
математически оформлены и детально изложены в ряде текстов («Ли цзи», «Ши
цзи» и др.). Однако, сохранилось очень мало сведений о природе связи
музыки с человеком. Обыкновенно утверждается, что она осуществляется через
«сердце» (синь), «внутренние органы» (цзан): «… мелодия и музыка в целом
потрясают наши органы и воздействуют на кровь, проникают в глубины души…»
(«Ши цзи», IV, гл.24). Здесь следует уточнить, что в китайской медицине
орган и соответствующее психо-эмоциональное состояние тесно
связаны. |
2. Особенность китайской письменности такова, что знак
этимологически восходит к изображению обозначаемого предмета, события и
т.д. Это видно и в графике иероглифов составляющих термин Люй Люй
(звукоряд). Верхний знак- Люй. Слева изображен идущий человек- идея
ритмического движения шагами; справа- правая рука держит вертикально кисть
для письма- идея подчиненной связи- кисть для письма послушна движению
правой руки. Основные значения знака- ритм, следовать (покорно). Нижний
знак- Люй (гомофон предыдущего). Здесь два предмета соединены между собой
по вертикали. Комментаторы утверждают, что это позвоночник (соединены
связкой два позвонка). Основные значения: позвоночник, лады струнных
инструментов. Заметим, однако, что китайская медицина к «позвоночнику» не
относит крестцовый и копчиковый отделы (это отдельная структура Вэй Люй).
Таким образом, Люй Люй- это название древней темперированной (Люй- ритм)
ладовой (Люй- лад) системы, устройство которой аналогично структуре
вертикальной оси человека- позвоночнику. |
3. Существенным аргументом в пользу такой аналогии является и
очевидная антропоморфность некоторых музыкальных инструментов, например:
гитары центрально- африканского народа мангбету, антропоморфные арфы из
Заира и др. Более высокие тоны расположены в них ближе к «голове»-
резонатору, а низкие- к «крестцу», т.е. к верхнему порожку и колкам
(система регулировки натяжения струн). |
4. Еще один аргумент- данные антропометрии. |
|
a) Средняя
длина позвоночника около 77 см (включая крестец и копчик). Этой же
величине равна сумма длины «китайского» позвоночника и расстояния от
основания черепа (затылочная кость) до геометрического центра черепной
коробки- это «мензура» человека. Скорость звука в воздухе при нормальных
атмосферных условиях- 340 м/сек., т.е. резонансная частота вертикального
«резонатора» тела (по воздуху) 340:0,77= 440 Герц, что соответствует тону
Ля 1-ой октавы (величина индивидуальная); |
b) Половина «мензуры» (Ля 2-ой октавы) соответствует
уровню акупунктурных точек Цзюэ Инь Шу, связанных, прежде всего с
сердечной деятельностью, далее с половыми органами (внизу) и оболочками
мозга (вверху- «орган» Синь Бао); |
c) Расстояние между ушами (между наружными слуховыми
проходами) равно 19 см- это четверть «мензуры» (Ля 3-й
октавы). |
|