«ПЯТЬ МЕТОДОВ» И «ПЯТЬ СТОРОН»
В КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ Ахметсафин А.Н. В структуре системы
китайской медицины Чжун И Сюэ (中醫学) традиционно выделяется «Пять
методов» лечения У Фа (五法). Основные положения теории
этих «методов» находим в «Трактате Желтого императора о внутреннем» Хуан
Ди Нэй Цзин (黄帝内經). Глава 12 части «Простые вопросы»
Су Вэнь (素問) называется «Дискуссия о разных
методах и их должное соответствие странам света» И Фа Фан И Лунь (異法方宜論). Здесь описываются «Пять методов»
и их связь с биоклиматическими и ландшафтными условиями различных стран
света и, тем самым обосновываются условия применения этих методов [1]. |
|||||||||||||||||||||
黃帝問曰.醫之治病也.一病而治各不同.皆愈何也. |
|||||||||||||||||||||
岐伯對曰.地勢使然也. |
|||||||||||||||||||||
Желтый
император спросил: «Врачи каждую болезнь лечат индивидуально, как добиться
успеха (в лечении)?» |
|||||||||||||||||||||
Ци
Бо ответил: «(Учитываются) условия местности!» |
|||||||||||||||||||||
По
мысли автора канона происхождение различных методов лечения связано с
рядом причин: 1.
Условиями жизни: а)
стороной света и действием природных сил (Неба и Земли); б)
режимом питания (вкус пищи и исходные продукты); в)
ландшафтом и погодой; г)
жильем и режимом жизни. 2.
Конституцией и разновидностями болезней, которые определяются условиями
жизни: а)
пигментацией и структурой кожи (состояние пор); б)
синдромами; Среди
всех перечисленных факторов происхождения «Пяти методов», сторона света
является основным, а остальные рассматриваются как производные. Описание
происхождения метода всегда начинается с определения стороны света и завершается
фразой: «потому-то (метод) происходит с (указание стороны света)»[2]. Следует заметить, что «стран» света
в Китае пять- это север, юг, запад, восток с
добавлением центра (центральная точка отсчета)[3]. Как
уже было сказано «Пять сторон» и «Пять элементов» связаны (см. рис.3).
В соответствии с этим и «Пять методов» китайской медицины также распределяются
по сторонам света (см. рис.4). Такая диспозиция указана в упомянутой выше
главе 12 трактата Желтого императора: |
|||||||||||||||||||||
故東方之域.天地之所始生也.…故砭石者.亦從東方來. |
|||||||||||||||||||||
«С
Востока происходит начало и зарождение Неба и Земли … потому каменные
иглы(Бянь Ши) происходят с Востока». |
|||||||||||||||||||||
西方者.金玉之域.….故毒藥者.亦從西方來. |
|||||||||||||||||||||
«Запад-
это (место) металла и яшмы … поэтому яды и элексиры (Ду Яо) происходят с Запада» |
|||||||||||||||||||||
北方者.天地所閉藏之域也.….故灸炳者.亦從北方來. |
|||||||||||||||||||||
«Север-
это (место) хранения и сокрытия Неба и Земли … поэтому (прогревание) тлеющей
(травой) и прижигания (Цзю Бин) происходят с Севера» |
|||||||||||||||||||||
南方者.天地所長養.….故九鍼者.亦從南方來. |
|||||||||||||||||||||
«Юг-
это (место) роста и питания Неба и Земли … поэтому
девять (металлических) игл (Цзю Чжэнь) происходят с Юга» |
|||||||||||||||||||||
中央者.其地平以濕.天地所以生萬物也眾.….故導引按蹻者.亦從中央出也. |
|||||||||||||||||||||
«В
Центре ровный ландшафт, а климат влажный, Небо и Земля порождают тьму
вещей … поэтому направленное натяжение, массаж
и потягивание (Дао Инь Ань Цяо) происходят из Центра» |
|||||||||||||||||||||
Таблица
1 |
|||||||||||||||||||||
«Пять
методов» китайской медицины |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Хотя происхождение «Пяти методов» определено в тексте по разным странам в соответствии с аллопатическим принципом, например- на Севере (холод) применяются прижигания (тепло), ничего не сказано о «действующем начале» этих «методов». Нам показалось полезным реконструировать принципы применяемых «методов» или, иначе говоря, соотнести конкретный «метод» с «элементом» в смысле доминирующего (действующего) начала. | |||||||||||||||||||||
В
структуре иероглифов именующих «методы» мы находим компоненты, которые
частично отвечают на данный вопрос. Так, например, в «методе» Цзю Бин (灸炳)
находим компонент «огонь» (火),
что предположительно указывает на связь этого метода с природой «элемента»
Огонь (хотя сам метод связан, как было отмечено выше, с Севером- «элемент»
Вода). В термине Цзю Чжэнь (九鍼)
находим компонент «металл» (金),
что может указывать на связь этого метода с «элементом» Металл (хотя «метод»
связан с Югом- «элемент» Огонь). В случае Ду Яо (毒藥)
находим «дерево» (木)
(а «метод» связан с Западом- «металл»). В случае Бянь Ши (砭石)
можно предположить связь с «элементом» Почва (土)
на основании использования графемы «камень» (石),
но совершенно никаких указаний на элементарное соответствие в термине
Дао Инь Ань Цяо (導引按蹻). |
|||||||||||||||||||||
Однако
проблема разрешается, если рассмотреть взаимоотношения между «элементами»,
а соответственно и между «странами» и «методами». Такого
рода взаимоотношения традиционно описывались с использованием терминов
родства («дед- внук» и т.д.), и специальных операторов связи («рождение»,
«кормление», «подавление» и т.д.)- (см. рис.5 и 6). Связь по периферии
описывается термином «взаимное порождение» Сян Шэн (相生)-
(Дерево рождает Огонь, Огонь рождает Почву и т.д.), а через центр «взаимное
подавление» Сян Кэ (相剋)-
(Вода подавляет Огонь, Огонь подавляет Металл, Металл подавляет Дерево
и т.д.). Таким образом, следуя оператору «взаимного контроля» можно распределить
«методы» по «Пяти элементам». В этом случае «Пять методов» оказываются
на свойственных им местах (см. рис. 7). Так «метод» Цзю Бин (термогенотерапия) перемещается с Севера (холод) на Юг
(тепло) и занимает там должное место, следуя оператору «взаимного подавления»
(Вода тушит Огонь). По аналогии также с остальными «методами». |
|||||||||||||||||||||
Напомним,
что указание на элементарные соответствия мы уже находили выше в самих
терминах (во всяком случае, для трех «методов» были прямые указания в
виде графем обозначающих «элементы»). Выбор древними медиками именно этих
иероглифов, таким образом, был не случайным [7]. Однако
в одном случае мы не находим никаких указаний на элементарное соответствие
(Дао Инь Ань Цяо),
да и сам термин четырёхсложен в отличии от других, двусложных. Любопытно также и то, что практика
данного «метода» не предполагает применение «посредника» между субъектом
и объектом действия. |
|||||||||||||||||||||
Субъектно-объектные
отношения в китайской медицине и вообще в традиционной науке описывались
иероглифами Чжу Кэ
(主客)-
«хозяин-гость». Таким образом, между пациентом и лекарем оказывался какой-либо
предмет: лекарства в случае лекарственной терапии, тлеющая трава в случае
прижиганий, игла в случае акупунктуры, камень в случае минералопунктуры
и только в случае Дао Инь Ань Цяо (мануальная терапия
и психофизическая практика) такого посредника нет. Это связано с тем,
что применение данного «метода» предполагает слияние субъекта и объекта
действия-субъект становится объектом действия
(к примеру в случае дыхательной гимнастики).
Кроме того этот «метод», как мы уже выяснили, связан с Инь (陰)
и элементом Вода (水). |
|||||||||||||||||||||
В
связи с этим любопытно отметить, что направление на Север- Бэй (北)
связывалось с божеством-покровителем этой стороны света Сюань У (玄武)-
«Таинственновоинственным». Кроме связи с «таинственным»,
«войной» и Севером, как это было сказано, в организме таким «севером»
является спина Бэй (背),
что и указано в данном иероглифе (снизу «плоть» сверху «Север», т.е. «часть
тела направленная на Север»). Кроме того, в символическом бестиарии Сюань
У- это черепаха Гуй (龜)
обвитая змеей Шэ (蛇)-
где черепаха- самка, а змея- самец. «Орган» связанный с Севером и, следовательно
соотносящийся с Водой и Сюань У,- это «почка»
Шэнь (腎),
который являясь парным органом (два яичка, два мочеточника, две почки,
два надпочечника) естественно соотносится с Инь
(陰).
Китайская медицинская палеография всегда указывает на разделение функций
левого и правого в организме, и что касается внутренних органов Цзан Фу (臓腑),
то таким билатеральным «органом» являются «почки». |
|||||||||||||||||||||
«Пять
элементов» имеют много классификационных соответствий, в частности, с
символическим бестиарием. Таким образом, фармакотерапия
и токсикология (Дерево) корреспондируют с Синим драконом (покровителем
Востока), термогенотерапия (Огонь) с Красной
птицей (Юг), акупунктура (Металл) с Белым тигром (Запад), мануальная терапия
и психосоматическая практика (Вода) с «Таинственновоинственным» (Черные черепаха и змея). |
|||||||||||||||||||||
Основная
литература: |
|||||||||||||||||||||
1.黄帝内經素問。上海。1980.
(Трактат Желтого Императора о внутреннем. Простые
вопросы- Глава 12). |
|||||||||||||||||||||
2.汉语大字典。四川。1992.
(Большой словарь иероглифов китайского языка). |
|||||||||||||||||||||
3.说文解字。北京。1997.
(Толкование графем составляющих иероглифы). |
|||||||||||||||||||||
4.Кобзев
А.И.- «Классификационная схема «Пять элементов»- У Син». В «Общество и государство в Китае»- тезисы и доклады,
ч.1, «Наука», М., 1982, стр. 34- 48. |
|||||||||||||||||||||